Проживание на законных основаниях в квартире подтверждается регистрацией – или пропиской, как ее называли раньше. Сегодня правильно говорить именно «регистрация по месту жительства», а не «прописка», однако на бытовом уровне большой ошибки в использовании последнего термина не будет. Процесс регистрации квартиры в России отработан и не требует больших усилий или длительного времени.
Регистрация в квартире в 2020 году
Считается, что прописка дает широкий перечень прав жильцу вплоть до требования о выделе доли в жилье. Однако это не так.
По действующему гражданскому праву постоянная регистрация в квартире подтверждает, что человек проживает по этому адресу все основное время. В 2020 году регистрация дает следующие преимущества:
- право законно проживать в квартире;
- право использовать этот адрес в качестве основного почтового для административных и судебных нужд;
- право получать государственные и муниципальные услуги в районе регистрации – например, записать ребенка в сад или школу, получить бесплатное лечение в поликлинике;
- некоторые работодатели серьезно относятся к наличию прописки в городе нахождения работы;
- банки и другие кредиторы часто предъявляют требования к регистрации в регионе обслуживания.
Регистрация в квартире (не важно, постоянная или временная) не дает права собственности на нее. Это принципиальный момент. Прописанный человек, который не является собственником, не может продать жилье по собственному усмотрению. Собственник же, напротив, вправе в любое время его выселить – за исключением ряда случаев, когда, например, речь идет о детях.
Постоянная или временная регистрация в квартире
Адрес, по которому человек проживает постоянно или преимущественно, нужно оформлять как место постоянной прописки. Проживание там должно быть обосновано документально, например:
- собственник недвижимости прописывается в своей новой купленной квартире;
- члены семьи собственника регистрируются по месту жительства;
- наниматель по договору социального найма и члены его семьи оформляют постоянную прописку в квартире по договору.
Это обязанность каждого россиянина – зарегистрироваться по месту жительства в течение недели с момента прибытия на новую квартиру, комнату или дом. Если проигнорировать требование о регистрации, можно получить штраф по ст. 19.15.1 и 19.15.2 КоАП РФ до 5 000 рублей.
Временная регистрация требуется, если человек ненадолго отбыл из своего постоянного места жительства во временное. Например, в командировку или на учебу. Временная регистрация тоже обязательна и на ее оформление дается 90 дней. В этой статье мы рассмотрим только постоянную регистрацию в квартире.
Что нужно для прописки в квартире пошагово
Сегодня процедура очень простая, требует минимум документов и времени на их оформление.
Необходимое время: 5 дней
Чтобы оформить регистрацию в квартире, необходимо:
- Собрать нужные бумаги и заручиться согласием собственника квартиры.
- Подать заявление онлайн или лично в уполномоченном органе.
- Подойти лично на прием к инспектору и получить штамп о регистрации в паспорт.
Процедура регистрации занимает 3-5 рабочих дней от даты подачи заявления. Госпошлину платить не нужно – штамп с пропиской поставят бесплатно.
Алгоритм регистрации в новой квартире не зависит от того, новостройка это или вторичка, куплена по ДКП или ДДУ, получена в наследство или по договору дарения. Процедура одинаковая в любом случае.
Какие согласия понадобятся для регистрации
Записать человека в качестве жильца уполномоченные органы могут, только если на это согласен титульный собственник помещения. Титульный – это тот человек или орган, на которого записана недвижимость. В выписке из ЕГРН титульный собственник числится в строке «Правообладатель» на второй странице.
Сам собственник получать какое-либо дополнительное согласие не должен. Он может просто подать заявление и получить штамп, никого не привлекая и показав выписку из ЕГРН.
Лица, не упомянутые в выписке, вынуждены получать согласие титульного собственника. Оформить его можно двумя путями:
- на личном приеме в момент подачи документов или получения штампа о регистрации;
- через нотариуса в письменной форме, если возможности прийти в орган у собственника нет.
Простая письменная форма согласия на прописку не подойдет.
Прописаться в квартиру, арендованную у администрации населенного пункта, без дополнительных согласий может человек, поименованный в договоре социального найма – сам наниматель и вселенные по соглашению члены его семьи. В остальных случаях нужно сначала внести изменения в договор соцнайма через дополнительное соглашение, и только затем обращаться за регистрацией по месту жительства.
Администрация (департамент муниципального имущества, в Москве – Департамент городского имущества) не всегда одобряет вселение новых людей. Если площадь из расчета на одного человека после вселения окажется меньше 10 квадратов, регистрацию новых жильцов запретят.
Какие документы нужны для прописки в квартире
Для регистрации нужно подготовить:
- паспорт заявителя (для детей до 14 лет – свидетельство о рождении + паспорт родителя);
- заявление о регистрации – заполняется на личном приеме или онлайн;
- документ-основание вселения: выписка из ЕГРН, решение суда, договор соцнайма;
- заявление от собственника с согласием на прописку – заполняется только на личном приеме. Паспорт собственника тоже нужен.
Документы подаются на личном приеме или онлайн через Госуслуги.
Регистрация сделок с недвижимостью;
Регистрация прав на недвижимость;
Кадастровый учет;
и другие нюансы.
Заявление на регистрацию в квартире
Заявление заполняется строго по форме №6. Произвольные бланки не принимаются. Заранее ничего заполнять не нужно, если вы идете подавать документы лично. А в онлайн-формате шаблон для заполнения предложит сам сервис.
Кстати, заранее сниматься с учета по предыдущему адресу не нужно. Перерегистрация произойдет автоматически.
Где прописывают в квартиру: Москва и регионы
Сам штамп о прописке в паспорт ставит местный отдел МВД в районе проживания. Документы на регистрацию можно подать лично, онлайн, через МФЦ (Мои документы) или через управляющую компанию / ТСЖ, если она оказывает услуги паспортного стола.
Понадобится один или два визита в уполномоченный орган:
- Для подачи документов. Сделать это можно и онлайн, чтобы не терять времени. Однако если на подачу документов вы идете лично, возьмите сразу с собой собственника для оформления письменного согласия.
- Для получения штампа в паспорт. Если на первом шаге документы подавались онлайн, собственника нужно взять с собой на проставление штампа.
Подать документы онлайн
На Госуслугах реализована возможность подать заявление на регистрацию в квартире по месту жительства дистанционно. Времени много не занимает, госпошлину платить не нужно – удобный сервис.
Что нужно сделать:
- Собрать и отсканировать (или сфотографировать) необходимые документы.
- Авторизоваться на Госуслугах и выбрать «Регистрация по месту жительства».
- Заполнить онлайн-форму и при необходимости прикрепить документы, отправить на проверку.
- Дождаться приглашение в отдел МВД. Дату визита можно скорректировать онлайн.
- Подойти в назначенный день с подлинными документами и получить штамп в паспорт.
Зарегистрироваться в квартире быстрее всего (за 3 дня) можно именно через онлайн-сервисы, ведь информация моментально поступает напрямую в МВД. При подаче документов лично срок может затянуться.
Нюансы регистрации детей
Малолетние до 14 лет регистрируются по месту проживания их родителей. Личное присутствие ребенка при регистрации не требуется, согласие опеки на прописку тоже брать не нужно. Заявление пишет законный представитель. Детям в свидетельство о рождении штамп не ставят, а выдают специальное свидетельство.
Подросткам от 14 до 18 лет регистрация проводится на общих со взрослыми основаниях.
Как выглядит свидетельство о регистрации по месту жительства
Ниже представлен оразец документа о регистрации по новому адресу.
Ограничения и действующие запреты при регистрации
Уполномоченные лица не зарегистрируют, если:
- собственник не дает согласия на вселение;
- администрация не согласовала вселение новых жильцов;
- квартира находится в доме, предназначенном под снос.
В остальном регистрация не запрещается, более того – это прямая обязанность граждан РФ.
Госпошлина за регистрацию
Оформление прописки в квартире не облагается госпошлиной. Услуга бесплатная.
В заключение
Автоматически регистрация в новом купленном жилье не происходит, поэтому каждый жилец решает этот вопрос самостоятельно. После рождения ребенка новорожденного также следует зарегистрировать по месту жительства родителей, поскольку из ЗАГСа информация в МВД автоматически не передается. За отсутствие регистрации полиция может назначить штраф, поэтому затягивать с подачей заявления не следует.
© Автор: Ксения Пальцева